Про хрещення малюків
31 жовтня 2025
Іноді виникає питання, а чи правильно, що в православ’ї таїнство хрещення здійснюється над малюками? Вибір то вони самостійно зробити не можуть, а людина повинна свідомо визначитись з важливим рішенням в її житті. Який досвід Церкви і чи не є це насильством над особистістю? Пропонуємо одну з точок зору мовою оригіналу.
На самом деле, вопрос о крещении не стоит сводить только к свободе выбора. Нельзя забывать, что крещение - это Таинство и оно совершается не людьми, а Богом. Протоиерей Николай Афанасьев писал, что человек, принявший крещение, становится частью Тела Христова. Этому предшествуют первоначальная вера, покаяние и свободное желание, но ни то, ни другое, ни третье само по себе не может сделать нас частью Тела Христа.
Крещение совершается Духом Святым, согласно желанию человека, но без его деятельного участия (то есть человек не освящает и не "рождает" сам себя).
Оно помогает человеку полностью раскрыть его первоначальную веру. Тот, Кого до крещения он видит как бы со стороны, начинает жить в нем после этого Таинства.
Крещение даёт человеку возможность участия в Евхаристии - соединении с Богом и другими членами Церкви через Таинство Любви. И это опять же есть непосредственное действие в нем Духа Святого в ответ на желание и веру человека. После крещения Дух Святой помогает человеку раскрыть его первоначальную веру во всей полноте.
Формула "вера-крещение-вера" обязательна для крещаемых, пишет Афанасьев. В то же время, центральный ее элемент не зависит от человека, а совершается действием Духа в Церкви ("Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело").
И в этой формуле предварительная вера крещаемого заменяется для детей фактом их рождения от верующих родителей. Также, как рождение от родителей-иудеев предопределяло принадлежность их детей к ветхозаветному избранному народу.
Так, Бог говорит пророку Иеремии, что Он освятил его прежде, чем тот "вышел из утробы" (Иер.1:5). А апостол Павел пишет, что Бог избрал его "от утробы матери моей" и призвал "благодатью Своею" (Гал.1:15).
При этом в иудействе истинным членом народа Божьего человек становился, приняв печать обрезания. Оно было тем новым рождением, через которое он должен был пройти.
Так и в христианстве, где крещение заменяет ветхозаветное обрезание (Кол. 2:11), дети, родившиеся у верующих родителей, "agios" - святы (1Кор. 7:14), то есть принадлежат Богу от рождения. И это даёт им возможность пережить новое рождение - от воды и Духа.
Само их рождение от христианских родителей означает, что они призваны в Церковь Богом. Поэтому крещение в младенчестве не нарушает их свободную волю, как и физическое рождение не нарушает свободную волю рожденных детей. Они не свободны выбирать у каких родителей им родиться.
А вот уже последующая вера и жизнь в Церкви после крещения могут быть только их личным ответом на призыв Божий. Они могут дать возможность Духу Святому действовать в них или сопротивляться этому.
При этом единожды приняв крещение, они навсегда останутся частью Церкви. Как невозможно отменить свое физическое рождение, так невозможно изгладить факт рождения духовного.
Изгладить нельзя, но можно не реализовать те возможности, которое нам даёт принадлежность к Телу Христову.
Это очень хорошо показано в притче о блудном сыне. Он добровольно уходит из дома отца и теряет все блага, которыми мог бы там пользоваться. Бездумно растрачивает то, что было дано ему по праву рождения, и становится едва ли не рабом, хотя рожден свободным. При этом, даже питаясь в хлеву со свиньями, он все-равно остаётся сыном своего отца, который готов в любую минут принять его обратно.
Надо отметить, что в отношении крещения младенцев теория и практика первых веков христианства достаточно противоречивы.
Что касается времён апостольских, то мы не можем утверждать ни того, что ученики Христа крестили младенцев, ни того, что они их не крестили.
В Новом Завете упоминается о крещении нескольких семей: сотника Корнилия (Деян.10), Лидии (Деян.16:15), темничного стража (Деян.16:33), начальника синагоги Криспа (Деян.18:8) и дома Стефанова (1Кор.1:16). Вряд ли ни в одном из этих домов не было детей. Однако прямо об этом все же не сказано.
В то же время со II века упоминания о крещении младенцев начинают встречаться в сочинениях Отцов Церкви. Так, св. Ириней Лионский пишет, что младенцы, отроки и юноши "возрождаются от Христа для Бога".
Тертуллиан (II в.) призывает "помедлить с крещением, особенно маленьких детей... пусть приходят, когда повзрослеют". Из чего можно сделать вывод, что эта практика уже широко распространена.
Ориген (II - III в.) упоминает, что "Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам".
Св. Ипполит Римский (около 215 года) призывает:
"...в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников".
Из слов св. Киприана Карфагенского (III в.) мы узнаем, что крестили детей на второй и третий день рождения. Практику крещения младенцев поддерживают Поместные Карфагенские Соборы 252 года и 418 года. Причем последний анафематствует тех, "кто отвергает необходимость Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей".
В то же время постепенно сроки крещения детей начинают все более сдвигаться. Так, св. Григорий Богослов (IV в.) советует крестить младенцев только в случае опасности, а остальных детей проводить через это Таинство не ранее трёх лет, "чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его".
Исследователи полагают, что это связано с переосмыслением значения Крещения. Идея соединения с Церковью, Телом Христовым, отходит на второй план, а популярной становится идея личного спасения, где Крещение понимается как освобождение от грехов. Младенцы вообще безгрешны, а взрослым, соответственно, лучше принимать крещение попозже. Можно и прямо перед смертью. Так что многие люди начинают откладывать крещение, чтобы пожить в свое удовольствие, а перед смертью очиститься от грехов.
Характерна история Секста Петрония Проба. Он называл себя христианином (формально оставаясь катехуменом - оглашенным) и принял крещение уже перед смертью в 60 лет.
До этого он вел жизнь, мало похожую на евангельскую. Обладая большим состоянием, в 23 года купил себе должность проконсула Африки, потом стал префектом Галлии, затем - Италии.
Он покупал те должности, которые позволяли ему увеличивать свое состояние и чувствовать себя при этом в полной безопасности. Многие знатные люди из тех провинций, где правил Проб, лишались из-за него всего имущества, а другие вынуждены были эмигрировать или покончить жизнь самоубийством. Умирая, Проб принял крещение. Вероятно, исповедовавшись. Как и было положено в те часы.
В то же время далеко не всегда позднее крещение христиан IV - V веков можно объснить исключительно меркантильными соображениями. Во многих случаях это выглядит совершенно необъяснимо.
Ну, положим, блаженный Августин, родившийся у матери-христианки, если верить его "Исповеди", был человеком довольно легкомысленным. Отчего и принял крещение только в 33 года. И потом очень удивлялся тому, что христиане откладывают крещение своих детей. Но история его ветренной юности, кажется, скорее, исключением.
Около 30 лет был крещен Василий Великий, хотя все его близкие родственники вошли в христианские святцы: дедушку с бабушкой замучили при Диоклетиане, дядя и братья были епископами, ещё один брат - отшельником, сестра и мать прославлены, как преподобные. И все же принять крещение он решился уже, будучи вполне зрелым человеком.
В 33 года принял крещение друг Василия - Григорий Богослов. Причем крестил его - отец-епископ. Мать тоже прославлена в лике святых. Как, впрочем, его брат и сестра.
О матери Григорий говорил, что она "наследовала богоугодную веру от отцов и на детей своих наложила эту золотую цепь". Отца называл "новым Моисеем или Аароном, посредником между людьми или небесным Богом". При этом сам креститься не торопился. И родители не настаивали.
Св. Амвросий Медиоланский оставался оглашенным до 34 лет, хотя члены его семьи приняли крещение ещё до его рождения. А двоюродная сестра Артерия даже мученически пострадала при императоре Диоклетиане.
Самому Амвросию креститься пришлось из-за того, что его кандидатуру выдвинули на место епископа. Поначалу он отказался, но когда на этом начал настаивать император Валентиниан I, будущему святому пришлось согласиться. За 7 дней он прошел все ступени от крещения до епископства. На этом фоне преподобный Иероним Стридонский и святой Иоанн Златоуст, крестившиеся в 20 лет, выглядят просто юнцами.
Поразительно, что все эти святые родились в христианских семьях, с детства вели благочестивую жизнь (кроме разве что блаженного Августина), были наставлены в христианском учении, однако их родители почему-то не торопились крестить их младенцами. Они, действительно, сознательно пришли к Христу, доросли до Царства Небесного. И стали отцами Церкви. Столпами, на которых Она стоит.
Все же, мне кажется важным отметить в их биографиях и другой момент, на который можно сразу не обратить внимания. Даже не настаивая на раннем крещении, родители не бросали своих детей на волю судьбы. Они давали им христианское воспитание, наставляли в вере и, главное, своей жизнью давали им образец веры и верности Богу. Так что вера в их детях, и в правду, могла созреть и принести плод.
И этот путь, действительно, выглядит разумнее нынешнего повального и бездумного крещения младенцев (возрастом и умом), из которых потом хорошо, если хотя бы один сотый зайдет в храм, а один тысячный откроет и прочтет Евангелие. Поскольку "правило веры и образ кротости" взять этим детям зачастую просто не от кого.
Меня крестила моя мама сразу после рождения. Я родился очень слабеньким, семимесячным и она боялась, что я умру некрещенным. Поэтому крестила меня сама, а священник, спустя несколько лет, дополнил это необходимыми молитвами и миропомазанием.
Никакого личного выбора в момент крещения я не делал. В то же время могу засвидетельствовать, что уже в детстве, (пусть и не в младенчестве, но очень рано), чувствовал благодать Божию. Я вполне сознательно молился и боролся с искушениями, хорошо понимал, что такое грех, очень болезненно в 7 лет пережил свое предательство, отказ от Бога (когда испугавшись, соврал учительнице, что не верю в Него).
На мой взгляд, весьма заблуждаются те, кто думают, что ребенок в 5-7-летнем возрасте не может иметь живой опыт сознательной веры. Будет ли он у него, зависит в первую очередь от родителей. В семье наших знакомых баптистов и с трёх лет дети начинали узнавать Христа, обращаться к Нему и жить с Ним. И сохранили эту веру и во взрослой жизни.
Так что крещение младенцев и детей имеет смысл, если их родители - сами верующие христиане, которые участвуют в Литургии, причащаются, молятся, читают Евангелие. Их ребенок вырастает уже внутри Церкви. В нем уже действует Дух Святой. Чаще всего, такой человек обладает тем, что в первую очередь отличает христианина от атеиста: навыком молитвы - умением обратиться к Богу с верой. И чем раньше в нем начинают развивать этот навык, тем легче ему бывает потом сохранить свою детскую веру.
Осознанный выбор он, действительно, делает позднее. В то же время сделать этот выбор ему проще, потому что он знает, что, а точнее, Кого выбирает. Да, возможно, его взрослые отношения с Богом не будут простыми, но есть хотя бы надежда, что они вообще будут. Блудный сын всегда может вернуться домой, в отличие от того, кому просто некуда возвращаться.
За матеріалами Іоана Бурдіна
Ми радимо дітей охрещувати все-таки в дитинстві, ще малюками. Це можна зробити в Іоано-Богословському храмі ПЦУ міста Харкова. Для цього треба домовитись зі священником про час здійснення Хрещення і поспілкуватися з ним про само Таїнство.
Приватбанк
5159 3351 0939 4102
На самом деле, вопрос о крещении не стоит сводить только к свободе выбора. Нельзя забывать, что крещение - это Таинство и оно совершается не людьми, а Богом. Протоиерей Николай Афанасьев писал, что человек, принявший крещение, становится частью Тела Христова. Этому предшествуют первоначальная вера, покаяние и свободное желание, но ни то, ни другое, ни третье само по себе не может сделать нас частью Тела Христа.
Крещение совершается Духом Святым, согласно желанию человека, но без его деятельного участия (то есть человек не освящает и не "рождает" сам себя).
Оно помогает человеку полностью раскрыть его первоначальную веру. Тот, Кого до крещения он видит как бы со стороны, начинает жить в нем после этого Таинства.
Крещение даёт человеку возможность участия в Евхаристии - соединении с Богом и другими членами Церкви через Таинство Любви. И это опять же есть непосредственное действие в нем Духа Святого в ответ на желание и веру человека. После крещения Дух Святой помогает человеку раскрыть его первоначальную веру во всей полноте.
Формула "вера-крещение-вера" обязательна для крещаемых, пишет Афанасьев. В то же время, центральный ее элемент не зависит от человека, а совершается действием Духа в Церкви ("Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело").
И в этой формуле предварительная вера крещаемого заменяется для детей фактом их рождения от верующих родителей. Также, как рождение от родителей-иудеев предопределяло принадлежность их детей к ветхозаветному избранному народу.
Так, Бог говорит пророку Иеремии, что Он освятил его прежде, чем тот "вышел из утробы" (Иер.1:5). А апостол Павел пишет, что Бог избрал его "от утробы матери моей" и призвал "благодатью Своею" (Гал.1:15).
При этом в иудействе истинным членом народа Божьего человек становился, приняв печать обрезания. Оно было тем новым рождением, через которое он должен был пройти.
Так и в христианстве, где крещение заменяет ветхозаветное обрезание (Кол. 2:11), дети, родившиеся у верующих родителей, "agios" - святы (1Кор. 7:14), то есть принадлежат Богу от рождения. И это даёт им возможность пережить новое рождение - от воды и Духа.
Само их рождение от христианских родителей означает, что они призваны в Церковь Богом. Поэтому крещение в младенчестве не нарушает их свободную волю, как и физическое рождение не нарушает свободную волю рожденных детей. Они не свободны выбирать у каких родителей им родиться.
А вот уже последующая вера и жизнь в Церкви после крещения могут быть только их личным ответом на призыв Божий. Они могут дать возможность Духу Святому действовать в них или сопротивляться этому.
При этом единожды приняв крещение, они навсегда останутся частью Церкви. Как невозможно отменить свое физическое рождение, так невозможно изгладить факт рождения духовного.
Изгладить нельзя, но можно не реализовать те возможности, которое нам даёт принадлежность к Телу Христову.
Это очень хорошо показано в притче о блудном сыне. Он добровольно уходит из дома отца и теряет все блага, которыми мог бы там пользоваться. Бездумно растрачивает то, что было дано ему по праву рождения, и становится едва ли не рабом, хотя рожден свободным. При этом, даже питаясь в хлеву со свиньями, он все-равно остаётся сыном своего отца, который готов в любую минут принять его обратно.
Надо отметить, что в отношении крещения младенцев теория и практика первых веков христианства достаточно противоречивы.
Что касается времён апостольских, то мы не можем утверждать ни того, что ученики Христа крестили младенцев, ни того, что они их не крестили.
В Новом Завете упоминается о крещении нескольких семей: сотника Корнилия (Деян.10), Лидии (Деян.16:15), темничного стража (Деян.16:33), начальника синагоги Криспа (Деян.18:8) и дома Стефанова (1Кор.1:16). Вряд ли ни в одном из этих домов не было детей. Однако прямо об этом все же не сказано.
В то же время со II века упоминания о крещении младенцев начинают встречаться в сочинениях Отцов Церкви. Так, св. Ириней Лионский пишет, что младенцы, отроки и юноши "возрождаются от Христа для Бога".
Тертуллиан (II в.) призывает "помедлить с крещением, особенно маленьких детей... пусть приходят, когда повзрослеют". Из чего можно сделать вывод, что эта практика уже широко распространена.
Ориген (II - III в.) упоминает, что "Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам".
Св. Ипполит Римский (около 215 года) призывает:
"...в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников".
Из слов св. Киприана Карфагенского (III в.) мы узнаем, что крестили детей на второй и третий день рождения. Практику крещения младенцев поддерживают Поместные Карфагенские Соборы 252 года и 418 года. Причем последний анафематствует тех, "кто отвергает необходимость Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей".
В то же время постепенно сроки крещения детей начинают все более сдвигаться. Так, св. Григорий Богослов (IV в.) советует крестить младенцев только в случае опасности, а остальных детей проводить через это Таинство не ранее трёх лет, "чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его".
Исследователи полагают, что это связано с переосмыслением значения Крещения. Идея соединения с Церковью, Телом Христовым, отходит на второй план, а популярной становится идея личного спасения, где Крещение понимается как освобождение от грехов. Младенцы вообще безгрешны, а взрослым, соответственно, лучше принимать крещение попозже. Можно и прямо перед смертью. Так что многие люди начинают откладывать крещение, чтобы пожить в свое удовольствие, а перед смертью очиститься от грехов.
Характерна история Секста Петрония Проба. Он называл себя христианином (формально оставаясь катехуменом - оглашенным) и принял крещение уже перед смертью в 60 лет.
До этого он вел жизнь, мало похожую на евангельскую. Обладая большим состоянием, в 23 года купил себе должность проконсула Африки, потом стал префектом Галлии, затем - Италии.
Он покупал те должности, которые позволяли ему увеличивать свое состояние и чувствовать себя при этом в полной безопасности. Многие знатные люди из тех провинций, где правил Проб, лишались из-за него всего имущества, а другие вынуждены были эмигрировать или покончить жизнь самоубийством. Умирая, Проб принял крещение. Вероятно, исповедовавшись. Как и было положено в те часы.
В то же время далеко не всегда позднее крещение христиан IV - V веков можно объснить исключительно меркантильными соображениями. Во многих случаях это выглядит совершенно необъяснимо.
Ну, положим, блаженный Августин, родившийся у матери-христианки, если верить его "Исповеди", был человеком довольно легкомысленным. Отчего и принял крещение только в 33 года. И потом очень удивлялся тому, что христиане откладывают крещение своих детей. Но история его ветренной юности, кажется, скорее, исключением.
Около 30 лет был крещен Василий Великий, хотя все его близкие родственники вошли в христианские святцы: дедушку с бабушкой замучили при Диоклетиане, дядя и братья были епископами, ещё один брат - отшельником, сестра и мать прославлены, как преподобные. И все же принять крещение он решился уже, будучи вполне зрелым человеком.
В 33 года принял крещение друг Василия - Григорий Богослов. Причем крестил его - отец-епископ. Мать тоже прославлена в лике святых. Как, впрочем, его брат и сестра.
О матери Григорий говорил, что она "наследовала богоугодную веру от отцов и на детей своих наложила эту золотую цепь". Отца называл "новым Моисеем или Аароном, посредником между людьми или небесным Богом". При этом сам креститься не торопился. И родители не настаивали.
Св. Амвросий Медиоланский оставался оглашенным до 34 лет, хотя члены его семьи приняли крещение ещё до его рождения. А двоюродная сестра Артерия даже мученически пострадала при императоре Диоклетиане.
Самому Амвросию креститься пришлось из-за того, что его кандидатуру выдвинули на место епископа. Поначалу он отказался, но когда на этом начал настаивать император Валентиниан I, будущему святому пришлось согласиться. За 7 дней он прошел все ступени от крещения до епископства. На этом фоне преподобный Иероним Стридонский и святой Иоанн Златоуст, крестившиеся в 20 лет, выглядят просто юнцами.
Поразительно, что все эти святые родились в христианских семьях, с детства вели благочестивую жизнь (кроме разве что блаженного Августина), были наставлены в христианском учении, однако их родители почему-то не торопились крестить их младенцами. Они, действительно, сознательно пришли к Христу, доросли до Царства Небесного. И стали отцами Церкви. Столпами, на которых Она стоит.
Все же, мне кажется важным отметить в их биографиях и другой момент, на который можно сразу не обратить внимания. Даже не настаивая на раннем крещении, родители не бросали своих детей на волю судьбы. Они давали им христианское воспитание, наставляли в вере и, главное, своей жизнью давали им образец веры и верности Богу. Так что вера в их детях, и в правду, могла созреть и принести плод.
И этот путь, действительно, выглядит разумнее нынешнего повального и бездумного крещения младенцев (возрастом и умом), из которых потом хорошо, если хотя бы один сотый зайдет в храм, а один тысячный откроет и прочтет Евангелие. Поскольку "правило веры и образ кротости" взять этим детям зачастую просто не от кого.
Меня крестила моя мама сразу после рождения. Я родился очень слабеньким, семимесячным и она боялась, что я умру некрещенным. Поэтому крестила меня сама, а священник, спустя несколько лет, дополнил это необходимыми молитвами и миропомазанием.
Никакого личного выбора в момент крещения я не делал. В то же время могу засвидетельствовать, что уже в детстве, (пусть и не в младенчестве, но очень рано), чувствовал благодать Божию. Я вполне сознательно молился и боролся с искушениями, хорошо понимал, что такое грех, очень болезненно в 7 лет пережил свое предательство, отказ от Бога (когда испугавшись, соврал учительнице, что не верю в Него).
На мой взгляд, весьма заблуждаются те, кто думают, что ребенок в 5-7-летнем возрасте не может иметь живой опыт сознательной веры. Будет ли он у него, зависит в первую очередь от родителей. В семье наших знакомых баптистов и с трёх лет дети начинали узнавать Христа, обращаться к Нему и жить с Ним. И сохранили эту веру и во взрослой жизни.
Так что крещение младенцев и детей имеет смысл, если их родители - сами верующие христиане, которые участвуют в Литургии, причащаются, молятся, читают Евангелие. Их ребенок вырастает уже внутри Церкви. В нем уже действует Дух Святой. Чаще всего, такой человек обладает тем, что в первую очередь отличает христианина от атеиста: навыком молитвы - умением обратиться к Богу с верой. И чем раньше в нем начинают развивать этот навык, тем легче ему бывает потом сохранить свою детскую веру.
Осознанный выбор он, действительно, делает позднее. В то же время сделать этот выбор ему проще, потому что он знает, что, а точнее, Кого выбирает. Да, возможно, его взрослые отношения с Богом не будут простыми, но есть хотя бы надежда, что они вообще будут. Блудный сын всегда может вернуться домой, в отличие от того, кому просто некуда возвращаться.
За матеріалами Іоана Бурдіна
Ми радимо дітей охрещувати все-таки в дитинстві, ще малюками. Це можна зробити в Іоано-Богословському храмі ПЦУ міста Харкова. Для цього треба домовитись зі священником про час здійснення Хрещення і поспілкуватися з ним про само Таїнство.
Допомогти храму ви можете, надіславши гроші на картку через Приват24.
Приватбанк
5159 3351 0939 4102





Електронна пошта